3 недели назад
347 Просмотры
2 0

Экскурсия для гостей в Марьяновке 🚉 🏡

Омичи съездили на электричке на экскурсию в марьяновку

Омичи съездили на электричке на экскурсию в Марьяновку. Участники путешествия узнали о строительстве Транссиба, заселении Омской области и суровых Марьяновских боях.

Туристическую поездку организовал «Омск-Пригород», состоялась она 29 июня. Дорога до станции «Мариановка» занимает около часа в одну сторону. Едва выйдя из вагона, мы попали в музей под открытым небом.

Первыми внимание привлекли живописная водонапорная башня 1896 года и старинный паровоз. Обнаружилась здесь также будка стрелочника. А сам краеведческий музей, как выяснилось, находится в здании бывшей насосной станции. Вся эта территория когда-то была посвящена обслуживанию железной дороги.

башня и паровоз.jpg

Если бы Транссибирская магистраль не прошла здесь, не было бы Омска такого, как сейчас, миллионного, не было бы станции «Мариановка» и нашего посёлка, — говорит экскурсовод Ирина Горбатых.

От неё мы узнали, что станции на Транссибе строились через каждые 50 вёрст, потому что именно после такого расстояния паровозам требовалась дозаправка водой и топливом.

паровоз.jpg

Такой паровоз, как стоит здесь, был разработан в 1909 году, его вес — примерно около 85 тонн, это модифицированная — облегчённая — модель. В циллиндрическую ёмкость заливалось 27 тонн воды, а чтобы превращать её в пар, требовалось примерно 14 тонн угля.

Паровозы возили и грузы, и пассажиров. Надёжная и простая конструкция отлично проявила себя во время Великой Отечественной войны. Известен случай, когда в Астрахани за неимением дров и угля кочегар растопил паровоз, кидая в печь сушёную воблу. Выходить из употребления паровозы стали в 1960-е годы.

вагон пассажиры.jpg

Рассевшись по местам в старинном вагоне 1912 года (таких деревянных вагонов сохранились в Сибири считанные единицы) вместе с директором местного музея мы отправляемся в глубины истории.

По её словам, это типичный пассажирский вагон 3-го класса. Его длина 13,5 метров, вес — 18 тонн. Мест в таких вагонах обычно было около 35. Использовались они для недалёких поездок.

Первый поезд через станцию «Мариановка» (её называли в честь Марии и Анны Романовых, существовала традиция называть станции и поселения именами членов царской семьи) прошёл в 1894 году. Постепенно вокруг станции выросло поселение, где в основном жили работники железной дороги и их семьи, а в 1935 году посёлок стал центром Марьяновского района.

жд.jpg

Хотя площадь этого района невелика — всего 1650 квадратных км, но исторических мест и памятников здесь достаточно много. Это, например, остатки Покровской крепости и редутов, входящих, как и Омская крепость когда-то, в линию укреплений для охраны от кочевников южных границ Российской империи.

крепость.jpg

Можно увидеть здесь здания, инструменты и документы, связанные со строительством Транссибирской магистрали — самой длинной железной дороги в мире.

документ.jpg

фонари.jpg

Хранятся в местном краеведческом музее также документы, фотографии и бытовые предметы, рассказывающие о том, что заселяли эти места переселенцы из самых разных областей, которые привозили с собой лапти и макитры, прялки и самовары.

утварь.jpg

Кроме этого, здесь была написала одна из трагических страниц истории Гражданской войны — Марьяновские бои между красноармейцами и белочехами.

Камень.jpg

Красные потеряли здесь убитыми около 500 человек, потери Чехословацкого корпуса точно неизвестны, но родственники погибших иностранев до сих пор ежегодно приезжают из-за границы, чтобы посетить могилы своих предков.

телегин.jpg

В боях под Марьяновкой (букву «и» в названии «Мариановка» в советское время заменил «ь») в 1918 году участвовал тогда ещё молодой Константин Телегин, будущий советский генерал. В ноябре 1919 года на станции располагался штаб 5-й армии во главе с Михаилом Тухачевским, будущим маршалом Советского Союза.

Тухачевский.jpg

А во время Великой Отечественной войны сюда была эвакуирована Таганрогская военная лётная школа, первый аэродром устроили на местном стадионе. Здесь ускоренно обучали лётчиков, которые затем отправлялись на фронт. Именно благодаря этой истории до сих пор существует Марьяновский аэродром.

маска.jpg
Маска лётчика

летчики.jpg

Также во время войны сюда была эвакуирована с мамой Ада Занегина — девочка, подвигшая советских ребятишек отдать свои накопления на строительство танка. Танк был построен, его назвали «Малютка», с женским экипажем он дошёл до Берлина.

Ада.jpg

Всех интересных фактов и биографий, связанных с Марьяновским районом, в статье не перескажешь. Отметим лишь, что следующая экскурсия с погружением в историю Марьяновки состоится 13 июля. Запись на неё ведётся в Туристском центре.

Автор Наталья Семёнова gtrk-omsk.ru


Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.