Один из важных элементов безопасности транспортных средств – их пожарная безопасность. Пожары на транспортных средствах относятся к тяжелым авариям с крупным материальным ущербом, сопровождающимися выходом из строя техники, уничтожением и повреждением грузов, человеческими жертвами. Они составляют примерно 3,5 % от общего количества происходящих пожаров. В текущем году на территории Марьяновского муниципального района произошло 3 пожара и возгорания на транспорте. За прошедший 2015 год на территории района в автотранспорте произошло 9 пожаров и возгораний.
Основными особенностями, оказывающими влияние на процесс горения транспортного средства являются:
- — наличие значительного количества топлива и других горючих жидкостей
- — применение в качестве декоративно–отделочных и конструкционных материалов пассажирских салонов различного рода пластмасс, обладающих значительной скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяющих высокотоксичные продукты сгорания, которые оказывают вредное влияние на организм человека, и в первую очередь, на органы дыхания и нервную систему,
- — сложность эвакуации людей из пассажирского салона по узким проходам.
Одним из опасных факторов пожаров является резкое повышение температуры в нутрии пассажирских салонов. Так, например, скорость развития пожара в вагоне пассажирского поезда в коридоре достигает 5 м/мин, в купе – 2,5 мин/мин. В течение 15-20 минут огнем охватывается полностью весь вагон. Температура при этом повышается до 950ºС. Учитывая воздействие опасных факторов, необходимое время эвакуации пассажиров составляет всего 1,5-2 минуты. По истечении этого времени может быть прекращен доступ к основным выходам, либо воздействие температуры и токсинов могут создать критические для жизни человека условия.
Мало кто знает, что всего за 8-12 минут пожара от машины может остаться только металлический остов.
Основные причины возникновения пожаров на автотраспорте следующие:
- — нарушение герметичности коммуникаций и загорание топлива и электропроводки при контактировании с поверхностями, имеющими высокие рабочие температуры (выхлопным коллектором, глушителем и отопительной установкой);
- — воспламенение топлива в результате попадания искры, возникающей при ударе стальных деталей при повреждении кузова автомобиля в момент аварии;
- — воспламенение горючих конструкционных материалов и топлива по причине неисправности электрооборудования (короткого замыкания, неудовлетворительных контактов и т.п.);
- -воспламенение горючих материалов и топлива от воздействия открытого огня (сварочные работы, разогрев узлов автомобиля в зимний период, курение)
- — горение в пассажирских салонах может возникнуть также в результате неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки в энергетических системах, в результате провоза пассажирами огнеопасных веществ и материалов
По действующим «Правилам дорожного движения» запрещено эксплуатировать автобусы, легковые и грузовые автомобили без огнетушителей. Легковой автомобиль в обязательном порядке комплектуется порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью 2 литра. Он располагается в непосредственной близости от водителя и в легкодоступном для него месте.
В настоящее время разработаны и успешно внедряются мини-системы автоматического пожаротушения, которые могут использоваться и в качестве противоугонных устройств.
Важнейшей мерой профилактики пожаров автомобилей можно считать содержание автомобиля технически исправным. При прохождении техосмотра владелец автомобиля вправе потребовать проверки его противопожарного состояния: исправности проводки, герметичности топливного бака и т.д.
При появлении в салоне автомобиля или из-под радиатора дыма или запаха горящей изоляции самое первое ваше действие – остановка автомобиля (если он двигался) и отключение аккумулятора. Затем тушение подручными средствами и вызов противопожарной службы по телефону «101 или 112».
Заместитель начальника 65 ПСЧ ФПС
по охране р.п. Марьяновка Омской области
капитан внутренней службы Михайленко А.П.